Уличное освещение территории школы
Освещение территории вокруг школы играет ключевую роль в обеспечении безопасности учащихся на их пути к образованию.
Хотя на первый взгляд задача организации школьного освещения может показаться несложной, на деле она требует комплексного подхода. Эффективное освещение включает в себя не только установку светильников, но и тщательную проработку системы электроснабжения, включая линии передачи электроэнергии, распределительные и защитные устройства, а также средства для учета потребляемой энергии.
Для обеспечения соответствия необходимым стандартам наружного освещения школьной территории важно гарантировать достаточный уровень освещённости (измеряемый в люксах) и его равномерность. Определение требований к освещенности начинается с разграничения зон на прилегающей к школе территории, которые включают: пути перемещения учащихся (дорожки и тропинки), входные зоны, школьные постройки, охраняемый периметр, фасады здания, стадион и спортивные площадки, а также школьный двор. Для каждой из этих зон существуют специфические требования к уровню освещенности, которые определяются СНиП и другими нормативными актами.
Для обеспечения адекватного освещения школьной территории существует несколько подходов. Один из вариантов — установка уличных светильников или фонарей на фасаде школы на уровне крыши. Другой вариант предполагает размещение на территории школы опор для освещения с установкой на них светильников на консольных креплениях. Также, для освещения спортивных площадок можно использовать осветительные мачты с прожекторами. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Для определения наиболее подходящего способа освещения необходимо провести светотехнический расчёт, который поможет выбрать оптимальное решение с учетом всех требований и условий.
Уличное освещение школ выполняет несколько ключевых ролей. Первая и основная задача — это обеспечение безопасности студентов и учителей при их приходе в школу и уходе из неё. Эффективно освещённые тротуары, подъезды и парковочные места снижают риск происшествий и облегчают ориентацию после наступления темноты.
Вторая функция уличного освещения заключается в создании комфортной и приятной атмосферы на территории школы, что способствует улучшению настроения и повышению работоспособности как учащихся, так и учителей.
Третья важная роль уличного освещения — эстетическое оформление. Качественно спланированное освещение не только делает школьное здание визуально привлекательным, но и способствует формированию положительного образа образовательного учреждения.
Не менее важно и внутреннее освещение школы, которое должно быть ярким и равномерным, чтобы обеспечивать удобство восприятия и комфорт зрения для всех присутствующих в классах. Использование светильников с высоким индексом цветопередачи критично для правильного восприятия цветов и деталей, что важно для образовательного процесса.
Нормы освещения уличного освещения территории школы
Стандартные нормы освещенности для территорий образовательных учреждений варьируются от 20 до 50 люкс. Тем не менее, для некоторых специфических зон, таких как входные группы, парковки или спортивные площадки, требуется более интенсивное освещение.
Эффективное наружное освещение школы обусловлено строгим соответствием установленным стандартам освещенности для различных участков территории:- спортивные и игровые площадки, зоны отдыха – не менее 10 люкс;
- подъездные дорожки к зданиям – 4 люкс;
- территория возле хозяйственных построек – 2 люкс.
- главный вход — 6 люкс;
- пешеходные дорожки и автомобильные дороги — 4 люкс;
- открытые стадионы и спортплощадки — 10 люкс
Освещение должно быть равномерным и охватывать все ключевые зоны, включая въезд на территорию и центральный вход в школу, без темных углов.
Важно использовать осветительные приборы, безопасные и соответствующие ГОСТ и СНиП, что помогает снизить риск травм. Светильники должны обладать высоким индексом цветопередачи для лучшего восприятия пространства. При необходимости можно применять точечное освещение, которое сведет к минимуму теневые зоны
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10, содержащие изменения и дополнения к предыдущему документу.
- Письма Роспотребнадзора от 01.10.2012 № 11157-12-32 и от 17.05.2017 № 01/6110-17-32 организации санитарного надзора и использовании энергосберегающих источников света.
- СП 52.13330.2016 и СНиП 23-05-95* по естественному и искусственному освещению.
- ГОСТ Р 55710-2013, регламентирующий освещение рабочих мест внутри зданий.
Согласно постановлению правительства РФ от 24 декабря 2020 г. № 2255, введены новые требования к освещению в школах:
- светильники должны иметь индекс цветопередачи Ra≥90.
- коэффициент мощности LED приборов не менее 0,95 при мощности свыше 25 Вт.
- коэффициент пульсации света менее 5%.
- светильники в кабинетах информатики и вычислительной техники должны иметь защитные углы 35–45°.
- LED приборы должны иметь условный защитный угол от 90 градусов и быть оснащены рассеивателем.
- габаритная яркость не должна превышать 5000 кд/кв. м, исключая пикселизацию.
- цветовая температура LED приборов варьируется от 2700 до 6500 К в зависимости от назначения помещения.
Этапы разработки освещения для школьных учреждений включают следующие шаги:
- анализ объекта и окружающей среды: оценка архитектурных особенностей и условий окружающей среды.
- разработка концепции освещения: определение стиля и функциональных требований к освещению.
- выбор оборудования: подбор светильников и других элементов освещения, соответствующих дизайну и техническим требованиям проекта.
- создание системы управления освещением: разработка решений для эффективного управления освещением.
- выполнение светотехнических расчетов: обеспечение требуемых уровней освещенности и равномерности светового покрытия.
- планирование расстановки оборудования: определение оптимальных мест установки светильников.
- спецификация оборудования: документирование всех характеристик и требований к оборудованию.
- подготовка проектной документации: разработка и подготовка всех необходимых проектных и рабочих документов.
- изготовление светильников по проекту: производство или адаптация светильников в соответствии с требованиями проекта.
- монтаж и настройка системы: установка оборудования и его настройка для достижения оптимальной работы.
- гарантийное и послегарантийное обслуживание: предоставление сервисной поддержки и устранение возможных неполадок в системе освещения.
Команда «Инов Сервис» заботится о каждой детали и предлагает полный спектр услуг по проектированию и изготовлению систем наружного освещения для школьных территорий. Мы обеспечиваем пятилетнюю гарантию на всё оборудование и предлагаем самые эффективные решения по конкурентоспособным ценам.