Освещение в школе: нормы и требования
Освещение в школьных учреждениях подчиняется строгим нормативам, поскольку должно способствовать увеличению концентрации учащихся во время занятий и обеспечивать комфорт во время перерывов.
Разработка освещения для учебных помещений, коридоров и аудиторий выполняется квалифицированными специалистами. Инженеры создают проекты, учитывающие все требования и стандарты, которые затем утверждаются в соответствующих инстанциях. После установки освещения проводится детальная проверка и приемка работ.
Нормы и требования к освещению в общеобразовательных учреждениях
В школах требования к естественному и искусственному освещению строго регламентированы на законодательном уровне. Важные нормы, которым должно соответствовать освещение в школьных помещениях, зафиксированы в ряде нормативных документов:- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения", устанавливающий стандарты для образовательной среды.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к освещению жилых и общественных зданий", определяющий критерии для искусственного и естественного освещения.
- Письмо Руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко от 01.10.2012, ориентированное на контроль за использованием энергосберегающих источников света.
- СНиП 23-05-95 о естественном и искусственном освещении, детализирующий параметры освещенности для образовательных учреждений.
В СП 2.4.3648-20 изложены следующие основные требования к освещению учебных помещений:
- необходимо обеспечить комбинированное использование естественной (предпочтительно левосторонней) и искусственной подсветки.
- в помещениях, где используются электронные устройства для обучения, окна должны быть оснащены регулируемыми светозащитными устройствами, такими как шторы или жалюзи.
- в кабинетах шириной более 6 метров необходимо предусмотреть дополнительную подсветку на стене, расположенной напротив окон, для балансировки света. Светильники следует устанавливать на высоте не менее 2,2 метра.
- для освещения допускается использование разрядных, люминесцентных или светодиодных ламп. Важно использовать однотипные лампы в каждом отдельном помещении.
- допустимо использование светильников с белым светом естественного или теплого оттенка. Не разрешается смешивание ламп с различными типами светоизлучения в одном классе.
Инструкции по осветительным системам в школьных учреждениях
Специфические требования к освещению предъявляются для различных типов помещений, с которыми можно ознакомиться в приведенной таблице ниже.Помещение | Рекомендованные нормы/люкс |
Классы/комната преподавателей | 300 |
Помещения для вечернего обучения | 500 |
Зона возле черной классной доски | 500 |
Залы для лекций |
500 |
Демонстрационные столы |
500 |
Классы ИЗО |
500 |
Классы для черчения |
750 |
Кабинеты с лабораториями и классы трудов |
500 |
Компьютерные классы и помещения для музыкальных занятий |
300 |
Вестибюли и холлы | 200 |
Библиотеки в зоне с полками | 200 |
Библиотеки в зонах для чтения | 500 |
Спортзалы и бассейны |
300 |
Типы освещения в образовательных учреждениях
В связи с тем, что учебный процесс в школах часто проходит в две смены, необходимо обеспечить качественное освещение помещений не только днем, но и вечером. Освещение может быть естественным, искусственным или комбинированным, но в любом случае оно должно соответствовать требованиям к осуществлению учебной деятельности.Основные параметры освещения:
- освещенность – это величина светового потока, падающего на единицу поверхности, измеряется в люксах (лк). Для измерения освещенности используется прибор, называемый люксметром. Измерения проводятся на поверхностях, где обычно размещаются учебные столы или доска. Недостаточная освещенность может негативно сказаться на здоровье, вызывая быструю утомляемость и снижение концентрационной способности. Согласно СП 2.4.3648-20, минимальный уровень освещенности в классах должен составлять 300 люкс, а в мастерских — не менее 400 люкс.
- коэффициент пульсации – отражает изменения интенсивности светового излучения за определенный период времени, что влияет на частоту мерцания света.
- коэффициент естественного освещения (КЕО) – показывает отношение уровня освещенности внутри помещения к освещенности снаружи при ясной погоде.
- индекс цветопередачи – мера того, насколько точно источник света передает цвета освещаемого объекта. Индекс может варьироваться от 1 до 100, где 100 означает наилучшую цветопередачу.
- эти параметры критически важны для создания оптимальной учебной среды, способствующей как эффективному обучению, так и сохранению здоровья учащихся и преподавателей.
Естественное освещение в образовательных учреждениях
В образовательных зданиях естественный свет является основным источником освещения, обеспечиваемым солнечным излучением, которое проникает в помещения через окна. Архитектурное проектирование школ обычно включает предусмотрение больших оконных проемов, чтобы максимизировать доступ естественного света. Согласно нормативам, такое освещение должно быть организовано таким образом, чтобы не создавать резких теней или слепящих эффектов, которые могут вредить зрению.СанПиН 1.2.3685-21 (таблица 5.59) устанавливает нормы для естественного освещения школьных помещений, включая длительность инсоляции – время, в течение которого помещение освещается прямыми солнечными лучами. Нормы варьируются в зависимости от географического положения:
- В северных регионах (севернее 58° с. ш.) – минимум 2,5 часа освещения от 22 апреля до 22 августа;
- В центральных регионах (от 48° до 58° с. ш.) – минимум 2 часа;
- В южных регионах (южнее 48° с. ш.) – минимум 1,5 часа с 22 февраля по 22 октября.
Нормы искусственного освещения по СанПиН 1.2.3685-21
Для искусственного освещения в образовательных учреждениях СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает следующие требования:- Световая температура источника света должна находиться в диапазоне от 2400 до 6500 К, что позволяет создать комфортную среду для зрения.
- Длина волны светового излучения должна быть от 320 до 440 нм, что подходит для безопасного и эффективного освещения.
- Коэффициент естественного освещения (КЕО) устанавливается на уровне от 0.8 до 1.6 % в случае использования комбинированного освещения.
Школьные помещения классифицируются по уровню зрительной нагрузки, что определяет требования к освещению. Учебные классы, компьютерные комнаты, библиотеки и мастерские относятся к категории А, что подразумевает более строгие стандарты освещения из-за повышенных зрительных нагрузок, связанных с длительной концентрацией внимания и необходимостью воспринимать большое количество визуальной информации.
Освещение в специализированных кабинетах школы
Освещение в кабинетах школы должно соответствовать их специфическому назначению. По требованиям СанПиН 1.2.3685-21, в учебных помещениях, предназначенных для занятий информатикой, черчением, рисованием, а также физикой и химией, не требуется инсоляция (прямое солнечное освещение). Нормы освещенности для таких кабинетов установлены следующим образом:- кабинеты для занятий на компьютерах – 300 люкс;
- общеобразовательные классы – от 300 до 500 люкс;
- кабинеты для черчения и рисования – 500 люкс;
- кабинеты с лабораториями – 500 люкс.
Нормативы освещения для спортивных залов в школах
Освещение в спортивных залах школьных учреждений должно обеспечиваться отдельными линиями электроснабжения, чтобы не пересекаться с освещением основных учебных аудиторий. Нормы освещенности для спортивных залов регламентированы в нескольких ключевых документах, включая ВСН 1-73, пособие к СНиП 2.08.02-89, СП 31-112-2004, а также СНиП 23-05 и СНиП 3.05.06. Основные требования к освещению включают:
- достаточную освещенность для безопасности и комфорта занимающихся спортом.
- равномерное распределение света по площади спортивного зала.
- использование светильников, которые минимизируют возможность слепящих эффектов и отражений.
- адаптацию освещения под различные виды спортивных мероприятий, проводимых в зале.
Товары
Все
7
Офисные светодиодные светильники
7